Как научить ребенка слышать и произносить звуки

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…

Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем – четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Цель предлагаемых игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к играм, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша – Саша - каша, тень - день, день - пень, лак – мак - бак, жук – лук - сук. Предложите выбрать нужную картинку: жук - сук, бом-сом, мишка - миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у ребенка фонематического слуха.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком, например, со звуком [С].

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ-дети кричат в лесу, ИА-так кричит ослик, УА-так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем-второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коза.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, лучше- с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем чётко его произнесёт и вернёт мяч вам.

«Договори словечко»

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке…(жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась …(шишка).

То назад, то вперед может плыть…(пароход).

«Цепочка»

От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом-мак-кот-топор-рука.

Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности. Для того чтобы развивать фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

 

Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с «Алёнка»: Богданова О.А.

Источник: Н.В. Дурова «Фонематика.

Как научить детей слышать и правильно произносить звуки»

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения