Организация речевых игр с применением ИКТ

 

 Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

 «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

В связи с введением ФГОС изменилось и отношение к работе педагога в ДОУ. В настоящее время одной из основных задач педагога является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности.

Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом речь - оказывается выключенным. Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

Применение ИКТ направлено на реализацию следующих принципов:

1. Принцип активности и сознательности. Главное в деятельности педагога – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.

2. Принцип открывающейся перспективы. Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.

3. Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода. Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальных потребностей.

Следовательно, можно выделить следующие дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ:

1.Совершенствование организации деятельности педагога.

2. Повышение продуктивности обучения дошкольников.

3. Индивидуализация работы с детьми.

4. Усиление мотивации ребенка.

5. Активизация процесса обучения, возможность привлечения ребенка к исследовательской деятельности.

6. Обеспечение гибкости учебно-воспитательного процесса.

В прошлом учебном году в  работу учителей-логопедов гармонично вошел Он-лайн центр детского развития «Мерсибо». Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму и чтению и т.д., а главное и очень важное для детей с дефектами речи – это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. Этих красочных и «полезных» игр более 100. Слоган на сайте: «Каждая новая игра прибавляет сообразительности и ума». Мы рекомендуем вам обратить внимание на этот сайт и поиграть в развивающие игры на компьютере при возможности выхода в систему Интернет. Данные игры вышли и на CD-дисках, поэтому тем, кто не имеет доступа в интернет, рекомендуем по возможности приобретать игры для использования. Также можете рекомендовать родителям приобретать игры для домашнего использования.

На сайте можно прослушать вебинары посвященные работе с данным сайтом и играми.  Вебинары проходят как для педагогов, так и для родителей, что более ценно для их информирования по проблемам работы с детьми, в том числе и с недостатками речи.

На логопедических занятиях дети играют в данные игры на компьютере с помощью CD-дисков Программно-дидактический комплекс «Логомер» «Современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета». Так как разработчики игр – это высоко квалифицированные специалисты, то учтена специфика логопедической работы.

На данном диске собраны игры по развитию артикуляционной и пальцевой моторики, развитию дыхания, фонематического и слуха и звукобуквенного анализа, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, логики и внимания, обучению чтения.

            Представляю вашему вниманию несколько игр.

Игра «В гостях у жучков».

Цель: развитие слухового внимания.

Правила:  Комната семьи жучков полна разных звуков. Выделяя по очереди все объекты, можно услышать, как они звучат. Затем нужно угадать, какие предметы издают эти звуки, не глядя на картинку.

Рекомендации: Эта веселая игра способствует развитию слухового восприятия у детей, на этапе предшествующему знакомству с буквами и звуками. В рамках развития связной речи нужно попросить ребенка составить предложение про каждого персонажа, а также вспомнить, какие звуки раздаются у него дома по утрам и вечерам.

Игра «Что с начала»

Цель: Составление рассказа по серии картинок.

Правила: Надо поставить три картинки в правильной последовательности. Ребенок сам определяет порядок картинок, а потом сам составляет рассказ.

Рекомендации: Эта игра позволит проверить, как ребенок понимает сюжет и устанавливает причинно –следственные связи.

Игра «Сказочная ошибка»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Ребенок должен найти ошибку в рисунке, проговорить ее и щелкнуть в нужное место.

Рекомендации: Такой набор упражнений поможет ребенку вспомнить известные сказки, назвать главных героев. Если ребенок не узнал некоторых персонажей, это повод прочитать и обсудить сказку.

Игра «Невнимательный художник»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Рассматривая картинки, ребенок находит и проговаривает какая деталь лишняя,  чего не хватает на рисунке или что нужно заменить. Щелкая по тому месту, где в рисунке ошибка, можно ее исправить.

Рекомендации: Такой набор упражнений можно использовать при обследовании, а также в качестве небольшого развлечения во время занятия по развитию речи.

Игра «Звонок другу»

Цель: Игра учит сосредотачиваться, запоминать цифры. Развивать связную речь.

Правила: Для того, чтобы дозвониться другу, Лягушонок должен запомнить его номер телефона. Необходимо на телефоне набрать правильный порядок цифр. Тогда друг ответит.

Рекомендации: Это игра не только для запоминания порядка чисел, но  и для развития связной речи. В конце игры можно попросить ребенка повторить истории, которые они услышали от лягушонка, и придумать свои собственные.

Игра «Кто за кем»

Цель:  Закрепление в речи предлогов.

Правила:  Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть кто за кем, от кого, перед кем и т.д.

Рекомендации: В ходе игры можно повторить названия сказок, персонажей, запоминать новые слова. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить предлоги в речи.

Использование современных компьютерных технологий на занятиях  оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживания, творческого воображения, словарного запаса.

 

Подготовила: учитель – логопед Ястребова И.Н.

г. Советский, 2016

 

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения